Как не исполнять в покере
У нашего мозга есть два режима работы:
Творчество и исполнение алгоритма. Применительно к покеру, можно отметить творчество, как процесс познания +ЕВ решений и структурировании этих знаний в работающий алгоритм. Во втором режиме предполагается лишь неукоснительное следование этому алгоритму. И вот здесь начинается каскад проблем. Как только машина сталкивается с пробелом в алгоритме, она как и положено зависает, до устранения пробела инженером. Наш мозг и механизм следования алгоритму куда более совершенный. Очевидно, эволюция быстренько подсуетилась и наделила нас способами выхода из ступора. Чтобы не стать обедом для хищника, у нас есть режим оперативного реагирования на пробел. Это крайне эффективно для переноса генома в следующее поколение, но вызывает трудности, если мы решили отклониться от этой задачи, и придумали себе саморазвитие, счастье и высшую цель индивида.
И вот мы познали +ЕВ диапазоны 3бета на SB, зафиксировали алгоритм применения диапазона во флопзилле, против всех позиций и даже против различных типов оппонентов, набросали (в голове как правило) какие у нас линии будут на определенных флопах и теперь, с ощущением искры божьей, идем карать. Трибетим опа на СО, видим флоп, ставим ⅓ и видим терн и все пока было норм, потому как алгоритм на префлопе и флопе продуман очень четко. На терне начинается каша из различных сценариев и ступор. Почему так? Префлоп и флоп - это по сути тактика военных действий. Предполагает стартовую расстановку “войск”, то есть битва начинается на терне, а до этого мы готовили почву для успешного сражения. Диапазон префлопа выстраивается для эффективной линии на флопе, линия на флопе выстраивается исходя из максимизации ЕВ на терне и ривере. Эти линии, как правило, дефолтны, отработаны, опираются на борд, и совершаются без особых раздумий и анализа оппонента. Вспомните свой тайминг конт-бета. Большинство раздач (не с фишами) заканчивается на тактике и нам удобно, для экономии ресурсов, не вдаваться в глубокую аналитику.
Сама идея конт-бета в ⅔ случаях освобождает нас от необходимости постоянно напрягать извилины. Всегда можно сказать себе, тут стандартный конт-бет, если опп заколит или зарейзит, начнем смотреть статы, пробивать его по статнейму, залезть в реплеер, если он мало известен, это все потом. Этот режим выезжания лишь на тактике, позволяет нам открыть много столов и играть часами напролет следуя несложному алгоритму.
У этой медали есть другая сторона. Большое количество пробелов в алгоритме “ведения битвы”. Так как просчитать все расклады, создать дерево решений “на берегу”весьма затруднительно, мы запускаем режим творца непосредственно в момент следования алгоритму. То есть вместо того, чтобы ступорнуться в тот момент когда мы “поплыли” на терне или ривере, когда уже не особо четко прослеживается против чего мы стоим, какая линия максимизирует ЕВ, какой размер ставки, мы начинаем создавать алгоритм здесь и сейчас, в те 30 секунд которые у нас есть. Выглядит это максимально нелепо, ведь у нас нет времени на сбор данных и математических просчетов. Конечно найдуться талантища, которые способны на экстренную аналитику, но их единицы. Вцелом мы не можем использовать режим творца, когда машина едет, у нас лишь создается иллюзия творчества.
Мы иллюзорно считаем, что просмотра статов будет достаточно для +ЕВ решения, или то, что фиши нам компенсируют просадку ЕВ в таких пробелах. Да может и так, но тогда резонный вопрос, почему мы привели себя в этот спот, где нам нужна компенсация от фишей? Может у нас пробелы начинаются еще в “тактике”? Может наш префлоп и флоп должны исключать пробелы на терне и ривере? А вот и нет, нас ведь будут эксплойтить, скажите вы и будете правы. Если выстраивать свои ренджи и линии исключающие пробелы на терне, это путь заведомо с меньшим мат. ожиданием. Помним, что на префлопе и флопе, мы можем без особого напряга частенько поднять денег. Да, будут ситуации на терне и ривере, приводящие в ступор, но если мы корректно реагируем на него, то общая картина не такая уж и плохая.
Как реагировать на ступор? Если вы задаетесь этим вопросом, значит вы не из тех, кто способен к экстренной масштабной аналитике. А значит основная задача, исключить вообще режим творца, при исполнении алгоритма. Обычно-это найти фолд или выбрать более пассивную линию, даже если есть стойкое ощущение эксплуатируемости, это более оправдано, чем попытки придумать +ЕВ. После этого, необходимо раздачу сохранить для создания алгоритма “на берегу”
Что касается тактики (префлоп и флоп) выстраивать их имеет смысл не исходя только из максимизации ЕВ. Если руководствоваться только этим и даже иметь, например, идеальный префлоп, будет слишком много пробелов на терне и ривере. Ваш префлоп и флоп должны быть такими, чтобы понятно было, в 90% случаев, как играть. Оставьте лишь приблизительно 10% непоняток, чтобы стимулировать рост. Выходите из зоны комфорта постепенно, так можно успокоить себя хоть какой-то неэксплуатируемостью и в то же время эти 10% непоняток можно быстро отследить и разработать четкие алгоритмы. Я понимаю, что выглядит это весьма туманно на практике. И цифры эти весьма условны, но главное- понять принцип и внедрить корректировки.
Итак, что делать со ступором понятно, остается вопрос, как следовать этому правилу. Как не включать творца во время катушки. Здесь может помочь карточка-алгоритм снятия тревожности. Источником тревоги выступает внутреннее событие: страх быть эксплуатируемым. Соответственно в карточке должно быть:
1. Оспаривание иррациональных аргументов, что “если я сброшу, то меня будут эксплойтить”.
2. Доводы в защиту концепции фолдов при ступоре.
3. Все утраты, если не следовать этому правилу.
Прочитывание карточки перед сессией и в моменты когда “поплыл” в игре.
Чем еще можно мотивировать себя следовать алгоритму? Ответ лежит в плоскости получения удовольствия от игры и развития. Следует выделить 3 вида удовольствия:
1. Удовольствие от удачи
2. Инсайт озарение
3. Ачивка за следование алгоритму
Первая форма удовольствия находиться вне зоны нашего контроля и поэтому опираться на кайф от доезда, апстрика весьма опрометчиво. Да это прикольно, вселяет уверенность и мотивацию, но мимолетно и зыбко. Надо принимать со вкусом, но не концентрироваться на этом.
Инсайта озарение характерно для творческого процесса, нам покайфу нахождение способов решения проблемы, когда все разложено по полочкам, есть понимание и определенность будущего. Чуть позже эта тема станет основой для поста о мотивации.
Третья форма представляет наибольший интерес в нашем вопросе. Если мы подходим к сессии с четкой задачей - следовать алгоритму, то получаем удовольствие от успеха в этой задаче. Чем больше мы сделали все по правилам(нашим) тем больше эйфория и уверенность в себе. Для сравнения можно взять любое дело. Например, фитнес. Есть разработанный алгоритм, программа тренировок, включающая последовательность упражнений, количество подходов и повторений, определенная техника. И любое отклонение от запланированного приводит к нарастающей тревоге и возможно срывам, демотивации. То есть не делая запланированного количества, мы можем словить подавленность, потому как нарушена некая целостность процесса, эффект незавершенности. Тогда как, сделав все по плану, мы “получаем ачивку” результативности. Результата может как такового и не быть. Но перед процессом мы для себя определили, что такая-то программа приведет к рез-ту, а значит необходимо все сделать по совести, вдруг отклонившись не получим результат. Мозг предвидит эту опасность и поощряет нас эндорфинами в случаях следованию намеченному.
Значит мы можем использовать аргументы важности следования алгоритму, для собственного же удовольствия, чтобы контролировать импульсы отклонения.